«Печальный Демон, дух изгнания...»

В статье идёт речь о творчестве Михаила Александровича Врубеля и его картине «Демон сидящий»...

Все, так или иначе, знакомы с поэмой Михаила Юрьевича Лермонтова – «Демон», ставшая достояниемрусской литературы. Долгое время современники и литературные критики Лермонтова относились к поэме скептически. Та же участь постигла и художника, чьи картины смогли воплотить образы «Демона» в жизнь - Михаила Александровича Врубеля.
Судьба художника целиком и полностью оказалась в цепких лапах демонов его сознания. И не понятно – то ли демоны, которых так исступленно изображал на своих полотнах художник, сошли из красок и масел, и свели с ума своего творца; то ли эти демонические образы на картинах явились из закоулков подсознания Врубеля, где поселились уже давно.
Мрачные, потусторонние фигуры сопровождали художника в его творчестве всегда. Еще со времен учебы, педагоги в Академии художеств и будущие коллеги оставались в скептическом недоумении касательно техники Врубеля – он всегда тяготел к крупным, кристаллизированным мазкам, которые напоминали витражи средневековых соборов. Его картины создавали ощущение нереальности и потусторонности. Каждый его мазок был наполнен мистическим, даже метафизическим смыслом, завораживал инопланетными цветами.
Самым ярким примером такой техники стал «Демон сидящий», который низверг Врубеля в пучину своих же мрачных фантазий.
Свою работу над картиной Врубель начал в 1890. Сложно сказать, сколь сильна была тяга художника к этому образу. Он писал словно одержимый, тратя все физические и духовные силы на воплощение Демона. Казалось, что именно это существо требовало своего скорейшего написания, а Врубель был не хозяином своих действий, полностью поддавшись власти этого призрака. Врубелю казалось, что «Демон» становится всё больше и больше, поэтому сам добавлял куски полотна. Кажется, что «Демону» тесно между рамок картины, и он вот-вот вырвется наружу.
«Демона» не приняли современники, его называли уродливым, потому что он не был похож на демоническое существо в христианском понимании. Врубельский демон сочетал в себе мужские и женские черты, он был божественным созданием, скорее величавым, нежели злым и низменным. Он олицетворял собой то зло, которое было прекрасным и ужасающим одновременно, лишенным христианских представлений о мире и его законах.
Он восседает среди безжизненного потустороннего пейзажа, словно инопланетное существо, не принятое ни каким из миров. Цветы, словно сияющие кристаллы, обрамляют картину, создавая ощущение чего-то неземного. Единственное, что выдает демоническое в этой уставшей и одинокой фигуре, это глаза – черные, как уголь, сияющие, как звезды среди беспросветного мрака.
Врубель не выдержал давления своих глубочайших и невероятно мрачных фантасмагорий. Его психическое здоровье ухудшалось с каждым годом. Он умолял свою жену помочь ему избавиться от его демонов, но никто не был в силе избавить художника от страданий его разума.
«Демон сидящий» и сейчас поражает своим величием всех, кто на него смотрит. Картина находится в Москве, в Третьяковской галерее с 1917 года.

Нет комментариев
Добавить комментарий