Эрмитаж. Мадонны да Винчи

Более тридцати залов Эрмитажа занимает коллекция итальянского искусств, признанная одним из ведущих художественных собраний мира. Эрмитаж по праву гордиться шедеврами великих мастеров эпохи Высокого Возрождения.В число таких шедевров входят два знаменитых полотна Леонардо да Винчи: ''Мадонна с младенцем'' и ''Мадонна с цветком''.
Великий Леонардо родился близ Флоренции, в маленьком местечке Винчи, откуда происходит и его имя.Гениальность Леонардо проявилась не только в живописи, но и в науке, технике, музыке, философии, литературе.
Эрмитажную''Мадонну с младенцем'' художник начал писать в конце 1470-х годов, когда поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Она исполнена в традиционной для Италии технике темперы и названа впоследствии ''Мадонна Литта'' по имени ее первого владельца-миланского графа Антуана Литта. Композиция картины столь продумана и уравновешена, что небольшая по формату работа кажется монументальной. Треугольник, в который вписываются фигуры Мадонны и младенца, подчеркивает устойчивость, величественную простоту этой внешне будничной сцены, глубокую символику сюжета. Взгляд Мадонны устремлен на младенца, уголки губ тронуты едва заметной полу улыбкой - любимый прием Леонардо, подчеркивающий погруженность в себя, загадочную отрешенность его персонажей. В свою очередь младенец смотрит на зрителя, будто передавая предчувствие своих грядущих мук. На это намекает и известный религиозный символ-щегол в руке младенца. Красный цвет головки птицы символизирует капли пролитой Христом крови.
''Мадонна с цветком'' или ''Мадонна Бенуа'', названая так по имени ее последнего владельца - русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа,- считается более ранней работой великого художника. Она написана в 1478 году и является одним из немногих бесспорных произведений Леонардо.
В картине, выполненной в непривычной для того времени технике маслом, многие детали связаны с традицией Кватроченто, однако художник трактует сюжет более широко и свободно. Леонардо изображает Мадонну в виде молодой, одетой в модное платье флорентийки, играющей с младенцем. Для 15 века подобная жанровая интерпретация религиозной темы не была необычной, традиционны и символы:цветок с четырьмя лепестками, который протягивает младенцу мать, намекает на форму креста, над головами у Мадонны и младенца, - тонкие золотые нимбы. Одновременно Леонардо да Винчи решительно ломает традиции: цвета одежд Мадонны нетрадиционны, а ее миловидное, улыбающееся лицо не идеально прекрасно. Гениального художника больше интересовала передача оттенков живой человеческой мимики. В этой картине ясно виден главный принцип искусства художника. Это реализм, стремление показать природу человека как она есть, живого и чувствующего. Изображение улыбающейся, совсем еще юной женщины, на руках которой веселый младенец, очень реалистично. В своем шедевре Леонардо удалось запечатлеть безграничную материнскую любовь, передать это удивительно светлое и вечное чувство...
Искусство Леонардо да Винчи оказало огромное воздействие на современников. Преданные учителю последователи, досконально изучившие его манеру письма, часто копировали картины великого мастера, повторяли приемы Леонардо в своих произведениях. В результате их картины часто приписывались кисти самого мастера. Подобная история произошла с картиной''Флора'', написанной любимым учеником Леонардо Франческо Мельци. ''Флора'' или ''Коломбина''(от названия цветка коломбины в руках модели), поступила в собрание Эрмитажа в 1850 году как работа Леонардо да Винчи. В подлинности картины не сомневались вплоть до 1960-х годов. В настоящее время точно известно, что работа написана Мельци, но каждая деталь ее подтверждает, что это развернутая и весьма искусная ''цитата'' из творчества великого мастера.

Нет комментариев
Добавить комментарий