Реализм в живописи

Когда говорят о Реализме, как об одном из течений в искусстве, то чаще всего имеют в виду живопись. Дословный перевод с позднелатинского, как «действительный», раскрывает суть данного направления. Правдивость жизни – самоцель реализма. Формирование данного направления, преодолевая многовековой барьер эпохи ренессансного Реализма просветительского Реализма, в конечном итоге, достигло своей точки максимума в XIX веке.
Наравне с Реализмом в живописи, его отголоски прослеживались в архитектуре. Однако терминология течений в искусстве отдает предпочтение Конструктивизму, являющемуся по сути тем же самым Реализмом.
И так, Реализм в живописи. Определяющая его направленность предполагает воспроизведение мира и быта с точной фотографической подробностью любых деталей и нюансов. 
Если коснуться особенностей письма Реализма, то оно отдавало предпочтение жанровым бытовым сценам из жизни простого и понятного нам человека. Городская и сельская жизнь крестьян, рабочих и обнищавшей интеллигенции, куски из театральной жизни и ночных заведений, улицы и улочки – основные тематики реалистичного повествования.
В отличие от вычурного Рококо и импульсивного Импрессионизма, рассматриваемое направление отдавало предпочтение более серым и настоящим будням. Его зарождение тесно связывают с Гюставом Курбе – французским живописцем и основоположником французского Реализма XIX века, говоривший о живописи как о физическом языке, реально изображающем данные нам вещи. В знак верности собственным убеждениям художник писал настоящую жизнь и устраивал выставки, одной из ключевых стала та самая, под наименованием «Павильон реализма», где было представлено около сорока работ Гюстава.
Разумеется, полотна по мотивам искренней бытовухи вызывали критику со стороны тех, кто был приверженцем более утонченных стилей искусства. Всяческие попытки художников отдать огласке собственные произведения в реалистической манере заранее имели провал, поэтому авторам ничего не оставалось, как собственноручно устраивать показы реалий жизни в масле, переезжая из одного города в другой. Одним, словом, живописцы двигались мелкими шажками медленно, но верно, в массы. Так, возникло течение художников-передвижников. О нем российскому зрителю известно еще со школьной скамьи. 
Напомним, что передвижничество – течение исключительно русского происхождения. Родилось оно в конце XIX столетия и противостояло академизму идеями народничества. Иван Крамской и Григорий Мясоедов, Василий Перов и Николай Ге - были основоположниками данного течения. Первая выставка передвижников состоялась в Петербурге. Это был ноябрь 29 числа 1871 года. Наиболее яркими образцами коллекции передвижников стали шедевры: «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге, «Грачи прилетели» Алексея Саврасова и, в том числе, скульптурные ансамбли по мотивам реалий исторической жизни Марка Антокольского («Иван Грозный» - 1875 г., мрамор). 
Углубляясь в прошлое истории живописи, нельзя не отметить, что попытки писать настоящее были еще до самого Курбе. Однако, конечным этапом становления нового течения стал переломный момент в политических играх Франции 1848 года. Тогда французская революция окончательно сняла «розовые очки» с представителей интеллигенции. 
Мастера-реалисты использовали четкие приемы, уходили от надуманного преображения, отдавая предпочтение огласке нищеты, голода и скверны, «вытягивали» на поверхность гадость и мерзость вседержителей, а также их приспешников. 
Отголоски этого направления задели, наравне с Россией, искусство Великобритании, США и Италии. Наряду с русскими передвижникам в историю европейского Реализма вошли имена художников О. Домье и Ж.Ф. Милле.
Благодаря европейскому восприятию действительности, которая резко отличалась от российской, в течение Реализма появились более поздние, но уже конкретные ответвления. Например, итальянский Веризм и американский прецизионизм, которые требуют более глубокого анализа. 
Начало XX века было встречено другим Реализмом – Социалистическим. Это то, что касается нашего отечества. На возникновение этого течения повлияла революция 1917 года. Отголоски реалистического письма еще долго преследовали представителей искусства, впоследствии выражаясь некой аппликативностью повествования, переросшую затем в упрощенную живопись форм - кубизм.

Нет комментариев
Добавить комментарий