Эмиль Клаус "Солнечный день" (1899)

Эмиль Клаус – бельгийский художник-импрессионист девятнадцатого века. Работы Эмиля Клауса по своему живописному стилю напоминают произведения Клода Моне. Главный мотив пейзажного творчества художника – это солнечный день. Именно свет – его природа, неуловимые формы светоносных волн – является важным предметом изображения живописца.


Эмиль Клаус «Солнечный день» 1899 г.
«Солнечный день» (1899) - работа Эмиля Клауса, служащая отражением этих мотивов. На фотографических снимках и кинематографической ленте живая лучистая энергия света обыкновенно меркнет. Блекнет острота и яркость красок, покрываясь своеобразным чехлом из пыли, приглушая и оплощая все образы. Иное восприятие рождается от полотен Эмиля Клауса, сохраняющих и ткущих эту невесомую, прекрасную материю солнечного тепла. Целыми пятнами, крохотными бликами или разбегающимися солнечными «зайчиками» живёт свет Эмиля Клауса. Если позволить себе сравнение с Клодом Моне, работы Эмиля Клауса более близки жизни каждодневной, в них больше воздуха, больше сияния от разбрызганных перламутровых крошек-мазков. Полотно изображает игру света, одновременно нарушающую и заполняющую собой все цвета. На солнце цвет, вспыхнув, как будто пропадает, оставляя белые пятна с едва заметным тоном цвета. Мягкие контрасты, необычные контуры света и тени отражают рисунок проникающего, сквозного света. Резкие порывистые светотени обрамляют две детские фигурки, силуэты которых прописаны в ярко-синих оттенках масляной краски. Искрящийся синий цвет перекликается со светло-зелёными ставнями и дверью. Подобная перекличка цвета настолько насыщенна, что не истончается и в атмосфере чрезмерной яркости солнечного света. Композиция полотна решена таким образом, что в ней можно угадать признаки фотокадра, когда быстрота световой вспышки способна остановить и сохранить любое мгновение. Передаваемая реальность зыбкая, неплотная, ускользающая вместе с дневными лучами. Само изображение скорее напоминает лёгкий набросок, выполненный цветными карандашами. Здесь нет характерной порой для масляной живописи многослойности, неподвижности форм. Художественная манера бельгийского живописца отличается ощущением шероховатой поверхности, матово-нежным пастельным изображением, и в целом, ощущением лёгкого дыхания картинного сюжета. Простая история без прорисовки деталей, излишеств подробного линейного построения предстаёт такой близкой, домашней. Пожалуй, можно отметить только несколько важных акцентов: цветочные горшки на окнах, разновеликие и разноцветные корзины, два цветовых «ударения» в картине (фигуры детей, архитектурные части дома). Парное соотношение всех изображаемых предметов устанавливает определённый ритм и закольцовывает зрительское восприятие, выстраивая эмоциональное впечатление по, своего рода, цифровым закономерностям. Изображение в итоге начинает выглядеть строгим, неразложимым, но эмоционально понятным. В какой-то момент начинаешь вдыхать точно воздух эту похожую на выполненную пастельными мелками зарисовку, присваивая и делая её своим давним, но родным воспоминанием.

Перейти к каталогу картин.

Нет комментариев
Добавить комментарий