Казимир Малевич: что спрятано за «Черным квадратом»?

Автор супрематизма Казимир Малевич - человек, достигший мирового признания, создав абсолютно новый язык живописи. Художник, педагог, публицист, теоретик искусства, исследователь влияния цвета на психику, один из деятелей абстракционизма и дизайна.

 Казимир Малевич родился в 1878-м в Киеве, где провел всю юность. В 1895–1897 годах Малевич учился живописи в Киевской художественной школе. Ранние работы Казимира Малевича принадлежат преимущественно к стилю импрессионизм. В 1904-м году молодой художник отправился покорять Москву. Он целиком и полностью принадлежал своей эпохе - модерн и, как каждый гений, опережал время. Органически влившись в тогдашний художественный контекст, Малевич вскоре стал, чуть ли не самой заметной фигурой среди футуристов - «людей будущего».

 Что скрывать, большинство из нас знают Казимира Малевича только как художника, который нарисовал скандальный «Черный квадрат». И поскольку человек склонен делить все на черное и белое, многие из нас вполне искренне считают, что, кроме вызова, за этой «картиной» не стоит ничего. У «Черного квадрата» уже был 100-летний юбилей, и, соответственно, уже столько же продолжаются дискуссии относительно того, бред это или все же искусство. По-видимому, нужно, наконец, отойти от привычных шаблонов и предлагаемых в течение тысячелетия форм.

 Было начало ХХ века. Недавно появились автомобиль, поезд и самолет. Мир вдруг сошел с привычной орбиты и начал вращаться с новой скоростью и, конечно, представлять абсолютно новые сюжеты. Люди увидели мир иным - не таким, каким привыкли воспринимать его в течение многих веков, передвигаясь пешком или на лошадях. Художникам стали доступны новые ракурсы - например, с высоты "птичьего" полета. Осталось мало времени на переосмысление увиденного во время путешествия на автомобиле с большой скоростью. Появился фотоаппарат - и ведущие художники времени заявили, что теперь для изображения действительности его достаточно. Следовательно, возникли предпосылки для экспериментов, начался поиск новых смелых форм в искусстве. И не только в изобразительном.

 И вот однажды, работая над декорациями для модерновой оперы «Победа над солнцем», Казимир Северинович вдруг обратил внимание на одну из них - частично зарисованный черной краской квадрат на белом фоне. Он схватил кисти и наскоро дорисовывал черный квадрат, покрыв большую площадь вокруг него белым цветом. То, что вышло в результате, невероятно поразило Малевича своей энергетикой. У него повысилась температура, он потерял сон и аппетит. Художник чувствовал, что интуитивно создал что-то очень важное. Через несколько дней лихорадка прошла. К слову, позже Казимир Малевич написал еще три копии «Черного квадрата», но ни одна из них не произвела на него такого сильного впечатления. На первый взгляд, абсолютно случайное появление оригинальной картины имело определенные предпосылки. Поскольку у Малевича был крепкий классический фундамент в образовании, он хорошо знал также и древнекитайскую культуру, в частности школу багуа, учение о единстве противоположностей инь и ян. Он увидел это единство в своей работе: материи в форме квадрата на бесконечно белом фоне. «Я вышел в нуль», - говорил он о своей картине.
Казимир Малевич - «Черный квадрат»

Казимир Малевич Чёрный супрематический квадрат. 1915 Холст, Масло. 79,5 × 79,5
 С тех пор «Черный квадрат» считается иконой абстрактного искусства, а Казимир Малевич - автором супрематизма, то есть направления живописи, в которой доминантой является цвет. Художник был убежден в том, что цвет имеет самостоятельное значение. Он серьезно исследовал связь цвета с психологией, доказав, в частности, что белый цвет очень агрессивно влияет на психику человека, находящегося в больнице. Именно Малевичу мы сегодня должны сказать спасибо за современные малахитовые халаты медиков: он считал, что этот оттенок, как можно лучше, подходит для медицинских учреждений, ведь оказывает успокоительное и даже целебное действие. Кстати, оранжевые жилеты для железнодорожников предложил также он.

 Казимир Малевич некоторое время писал искусствоведческие статьи для журнала «Новая генерация». Как известно, в начале тридцатых интеллигенцию стали давить репрессиями. Малевич вынужден был переехать в Ленинград, но здесь его почти сразу арестовали, как немецкого шпиона - следствие участия в выставках в Германии. Художника продержали в тюрьме несколько месяцев. А в 1933-м он узнал, что болен раком, от которого через два года умер. Отдавая последний долг выдающемуся художнику, близкие и коллеги положили его тело в необычный гроб в виде креста. После кремации прах Казимира Малевича похоронили под Москвой.

Нет комментариев
Добавить комментарий