Творчество Казимира Малевича

На свете есть картина, название и автора которой назовет даже тот человек, который совсем не увлекается живописью. Это название и имя автора картины на слуху у всего мира уже более полувека. Название одной из самых знаменитых и необычных картин 20 века – «Черный квадрат» К. Малевича. Работы этого нестандартного художника всегда можно увидеть в коллекциях живописи Русского Музея в Санкт-Петербурге и Третьяковской Галерее в Москве.
 В общей сложности в коллекциях этих музеев присутствует около 100 живописных полотен и 40 графических работ.
 Казимир Малевич, сын рабочего сахарной фабрики, в раннем периоде своего творчества увлекался импрессионизмом – направлением, доминирующим в искусстве конца XIX - начала XX веков. Стараясь зафиксировать свои мимолетные впечатления, художники-импрессионисты использовали чистые, яркие цвета, передавали движение и текучесть мягкими, отдельными мазками.
 В представленных в экспозиции ранних работах Малевича, в основном пейзажах и портретах, царят яркий свет и сочные цвета. Поначалу, даже сложно поверить в то, что эти весьма реалистичные картины деревенской природы написал создатель пресловутого «Черного квадрата».
 Возможно, Малевич так и затерялся бы среди многочисленных последователей импрессионизма, не увлекись он впоследствии кубизмом. Кубизм – это модернистское течение, последователи которого разлагали предмет на плоские грани или уподобляли его шару, конусу, кубу, либо еще чему-нибудь геометрическому.
 В основном, в центре внимания художника люди, правда, в весьма замысловатом прочтении. Картины изобилуют «Крестьянками», «Жницами», есть и «Плотник», и даже «Дачник». Нет числа различным «женским» и «мужским» торсам. Люди на полотнах по-детски схематичны и составлены как бы из ярких, звучных пятен-фигур. Почти ни у кого нет лиц – лишь белые или красные пятна, броское исключение – «Голова крестьянина». Если быть точным, «голов» этих целых две, только в одном случае задний план представлен белокаменным храмом, во втором – летящими по небу птицами.
 Помимо знаменитого «Чёрного квадрата» у Казимира есть ещё «Черный крест» и «Черный круг». Многие полагают, что эти бесхитростные картины были всего лишь шуткой Малевича. Но есть и такое мнение, что в свой квадрат художник кратко зашифровал концепцию мироздания, где белое – первозданное творческое начало, – как бы обволакивает черное – костную материю, основу всего.
 Это напоминает древнюю философскую концепцию «инь-ян». Важно отметить, что «Черный квадрат» и его собратья – уже не кубизм, а супрематизм. Такое направление изобрел сам Малевич; к нему относятся и три его картины с одноименным названием, написанные в этом направлении. Смотрятся они экзотично: на белом фоне обилие разноцветных фигур, хаотично разбросанных по холсту. Каждая фигура имеет своё значение.

Черный квадрат

Казимир Малевич - Чёрный супрематический квадрат. 1915


Голова крестьянина

Казимир Малевич - Голова крестьянина. 1929 г


Черный крест

Казимир Малевич - Чёрный крест. 1915


Черный круг

Казимир Малевич  - Чёрный круг. 1923


 Так, например, красная линия – агрессия, желтый крест – разум, синий – печаль. Таким образом, художник попытался запечатлеть процессы, происходящие в мире. Почему нужно было выражать свои мысли таким необычным способом? Наверное, ответ можно найти в высказывании самого Малевича: «Художник может быть творцом только тогда, когда его картины ничего общего с реальностью не имеют».

Нет комментариев
Добавить комментарий